Оборотни, вампиры, упыри, нечистая сила, домовой

Вовкулаки. Превращения в оборотней в украинских поверьях


Вовкулаки. Превращения в оборотней в украинских поверьях

Обряды, обычаи, предания встречают человека при рождении, сопровождают его на жизненном пути, не оставляют даже у гроба. Они составляют наследство предков, в котором скоплено все умственное богатство их и в котором коренятся все национальные особенности потомков. Среди такого-то наследия арийского периода выделяется верование в превращения, в оборотничество, нашедшее себе полное выражение не только в сказках о превращениях героев, но и в современных сказаниях о ведьмах и вовкулаках.

Оставляя в стороне рассказы о ведьмах, как более известные и частию нашедшие уже себе место в сборниках Афанасьева, Чубинского, Драгоманова, мы остановим наше внимание на не менее распространенных в народе сказаниях о вовкулаках. Подобных рассказов в печати существует немного, да и из того, что стало уже известным, не всегда можно вывести определенное представление об этих оборотнях, черты которых собиратели народных поверий смешивают иногда с некоторыми чертами, характеризующими упырей или вампиров.

Афанасьев указывает, что на Украине бывают вовкулаки двух родов: это или колдуны, принимающие образ зверя, или простые люди, превращенные чарами колдовства в волков. Колдуны рыщут волками обыкновенно по ночам, днем же снова принимают человеческие формы. Превращенные из простых людей вовкулаки — более страждущие, чем зловредные существа; они живут в берлогах, рыскают по лесам, воют по-волчьи, но сохраняют человеческий смысл. Средства, употребляемые колдунами и ведьмами для превращения людей в оборотней - вовкулаков, сходятся с теми, силою которых они сами становятся оборотнями.

Согласно народным верованиям, колдуны или ведьмы, чтобы превратить человека в вовкулака, набрасывают на него шкуру волка и нашептывают при этом магические заговоры. Для того, чтобы обернуть свадебный поезд в стаю вовкулаков, колдун или ведьма должна взять столькоже ремней и мочал, сколько в поезде человек, нашептывает над ремнями и мочалами свои магические заклятия, и после чего подпоясывает ими по одиночке поезжан; подпоясанные в тот же момент превращаются в вовкулаков. Иногда, говорят, колдун кладет скрученный пояс под порог избы: кто переступит чрез этот пояс, тот и превращается в волка. Сами колдуны и ведьмы, желая преобразиться в зверей, набрасывают на себя кольцо из мочалы или кувыркаются чрез обручи. Само собою разумеется, что главная сила тут в нашептывании, в волшебных словах. Переступившие чрез заколдованный пояс и ставшие вследствие этого оборотнями - вовкулаками не прежде могут получить прежний человеческий образ, как когда чародейский пояс протрется и лопнет. Есть, впрочем, и другой способ, которым во всякое время можно возвратить оборотню человеческий вид: нужно, чтобы кто-нибудь надел на вовкулака снятый с себя пояс, но предварительно навязал на этом поясе узлы, при навязывании узлов необходимо каждый раз говорить: «Господи, помилуй!».

Говорят, будто бы при этом и звериная шкура, если она была наложена, спадет, и пред избавителем явится человек.

Указанные сейчас способы превращения людей в волков принадлежат к простейшим и не всегда приводят к желаемой цели. Не всякий же допустит набросить на себя звериную шкуру, не всякий даст подпоясать себя наговоренным ремнем. Гораздо труднее бороться с чарами, производимыми заочно, с помощью какого-нибудь зелья. В одной украинской песне народной так говорится о действии чар:

— Ой, мамо, мамо, що ж мини робити: Не став козак любити.
— Бижи, донько, до гаю,
Шукай зилья розмаю.—
Ще до гаю не дойшла,
Розмай-зилячко нашла.
Полоскала на ричци,
А мочила в горильци.
Полоскала у броду,
Настояла на меду,
Приставила до жару.
Кипи, зилья, до жалю.
А ще коринь не вкипив,
Козак уже прилетив.
— Чого ж ты прилетив,
Коли любить не схотив?
— Як же мини не литати,
Коли вмиеш чаровати.

Против чар можно действовать только чарами или заговорами; как во всяких других случаях, так в особенности в случае превращения кого-либо в волка заговоры в устах умелого знахаря способны не только уничтожить, но и предотвратить действие чар. В последнем случае они носят название оберегов или сберегательных.

В литературе заговоров мне известно только шесть свадебных оберегов, приведенных у Забелина. В Купянском уезде Харьковской губернии мне удалось записать еще несколько оберегов, которые и привожу здесь. Народ так верит в силу этих заговоров, что не считает нужным, чтобы они произносились знахарем: их может прочесть и всякий исполняющий на свадьбе роль дружка, если только знаком с текстом их. Вот эти заговоры, оберегающие молодых от превращения в волков.

1. «Стану я на чавуннее дно, закрыюся зализным небом, замкну я по тридевять замкив, по тридевять полузамкив та вкину я ключи в океан-море. Хто може з океана воду выпить и это може писки вызбирать, той може и раба Божого (имя новобрачного) ззисти. Не знайдется ни с панских, ни з попивских дитей...»

К этому, так сказать, специальному заговору прибавляют слова из заговоров, употребляемых при нашептывании в болезнях: «Тут тоби не бувати, кости не ламати, крови не пити, серця не тошнити: пиды соби с нутра живота, и з жил, з пожил, з ногтив, з пазногтив,— пиди соби на пущ, де солнце не сходе, де христианский глас не заходе» (записано в сл. Нижней Дуванке Купянского уезда).

2. «Запрягаю я кони-ведмеди, ужакою загнуздую, гадюкою поганяю, од себе жило одвертаю. А хто все це поисть, той хрещених раб Божих: архитрыклына, молодого князя и молоду княгиню и весь поизд поистъ».
Это читает дружко, запрягая лошадей, чтобы ехать за невестой.

3. «Миж трема дорогами, миж трема ланами лежить чоловик Ныкин без рук, без ниг, без очей, без ричей, без плечей. Як той чоловик, Ныкин, ничым не владие, так на хрещеному рабу Божому архитрыклыну (имя дружка) и на молодому князю (имя жениха) и на молодий княгини (имя невесты) и на его поизду нихто ничого не завладие. Во вики виков. Аминь» (сл. Преображенная Купянского уезда).

Таковы заговоры, употребляемые для предотвращения молодых и поезжан от обращения в волков; но раз, по неопытности дружка или по другой причине, несчастие, случилось и весь поезд побежал волками, требуются другие средства и другие знающие люди.

«Як побачиш багацько вовкив и в якого-небудь билу смугу через плече,— говорил мне один из таких,— бери икону, воскову свинку, хлиб и иди назустрич, а пидийшовши близенько, простели рушник, постав икону, засвиты свичку и положи хлиб, та так, як на аршин од рушника до вовкив, встроми ниж, та й кажи: «Просимо (имя дружка) до хлиба до соли и до святой иконы. Одверни тебе, Господи, и очисти твое тило святыми молитвами и своими духами!» Тоди дружко пидойде до ножа, та нюх-нюх и перекинеця через него, а за ним и вси, и зараз поробляця людьми» (сл. Преображенная).

Страница 1 из 2 | Следующая страница

 (голосов: 21)
Просмотров: 11990 | 29 июня 2009 | Напечатать
  • Alita Shaman | 2 апреля 2011 в 19:17

    Статья про моих сородичей..Украинские оборотни... wink

  • Оборотень | 29 октября 2012 в 15:43

    А ты оборотень!? wassat

  • blackWEREWOLF | 11 января 2014 в 03:09

    Оборотень,
    да, я оборотень.

  • anastasia | 5 апреля 2014 в 21:00

    помоги стать оборотнем пож сделаю всё что надо


    плизз

  • anastasia | 6 апреля 2014 в 11:49

    blackWEREWOLF,как ты им стал

  • Галаган | 27 июня 2014 в 22:46

    blackWEREWOLF,
    Здравствуй,вервольф!Ты называешь себя оборотнем.Хотелось бы немного пообщаться.Если ты прочтёшь моё сообщение,просто напиши VK мой id259135916

Добавление комментария

Вход/Регистрация

Магическая помощь

Снятие порчи

Вопрос бесплатно

Вопрос экстрасенсу бесплатно

Объявления